публики калифорнийцев на пароходе он чувствовал себя чужим. Оживленные разговоры, веселый смех, яркое солнце, ласково греющее с голубого неба, притихший океан, слегка покачивающий на умиравшей воде пароход... все это словно бы еще больнее напоминало, что он один и что впереди его ждет одиночество.
-- За золотом? -- резко спросил его какой-то пассажир, костюм которого говорил, что к Чайкину обратился один из рудокопов.
-- Нет! -- ответил Чайкин.
-- Могу дать пай в своем прииске. Хотите?
-- Не хочу.
-- Напрасно. Выгодное дело, иностранец!.. Можете разбогатеть...
-- Благодарю. Вы лучше сами богатейте.
Калифорниец засмеялся.
-- Вы, зелененький, пожалуй, правы! -- ответил он и предложил сыграть партию.
-- Вовсе не играю.
-- И не играете? Чем же вы занимаетесь? Спекулируете свободными фондами? -- иронически спросил молодой калифорниец, добродушно смеясь и оглядывая фигуру Чайкина и его дорожный костюм.
Чайкин ответил, что был матросом, а теперь едет работником на ферму.
И янки отошел от Чайкина.
3
Часу в пятом дня Чайкин вышел из дилижанса и пошел на ферму госпожи Браун. Дорога туда шла лесом, и Чайкин с удовольствием вдыхал смолистый аромат высоких сосен.
Часа через два, когда уж смеркалось, Чайкин увидал ранчу, за нею тянулись расчищенные от леса поля.
"Хорошо!" -- подумал Чайкин. Он поправил на спине мешок со своими пожитками и прибавил шагу.
Войдя в ограду, Чайкин прошел небольшим благоухающим садом, обошел веранду небольшого дома и постучался в двери на другой стороне. Вблизи от дома стояли хозяйственные постройки и небольшой флигель.
-- Войдите! -- раздался женский голос.
Чайкин вошел в прихожую и увидал молодую, щеголевато одетую девушку.
-- Я рабочим сюда! -- начал Чайкин, кланяясь девушке.
-- Мистер Чайк?
-- Я самый!
Девушка протянула руку и сказала:
-- Пойдемте к маме. Сложите здесь мешок.
Чайкин прошел в отлично убранную, ярко освещенную гостиную и увидал хозяйку -- миссис Браун, пожилую, в черном платье женщину с большими ласковыми глазами, напомнившую своим еще красивым лицом капитана Блэка.
-- Очень рада вас видеть, Чайк!.. Я слышала о вас и читала про вас в газетах! -- проговорила миссис Браун своим грудным, мягким голосом, протягивая красивую белую руку с двумя обручальными кольцами на безымянном пальце. -- Идите во флигель, посмотрите комнату, Чайк... Вас проведет Нора... И сейчас приходите сюда. Вам приготовят поесть...
Мисс Браун повела Чайкина к флигелю через двор.
На веранде внизу сидели трое рабочих с трубками в зубах.
Нора представила "нового товарища Чайка" трем рабочим. Все пожали ему руку своими здоровыми рабочими руками.
-- Проведите, Фрейлих, нового рабочего в его комнату! -- обратилась Нора к молодому бородатому блондину с голубыми глазами и ушла в дом.
Блондин повел Чайкина во второй этаж. По сторонам коридора расположены были комнаты для рабочих фермы. В конце коридора Фрейлих остановился и, указывая на дверь, сказал:
-- Вот ваша комната, Чайк. Столовая внизу. В шесть часов утра кофе и ветчина, в полдень ленч и в семь обед... Уже пообедали, но что-нибудь